Фонематика
Фонематический слух
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух начинает развиваться у ребенка очень рано, он опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы.
Фонематический слух становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.
Для развития фонематического слуха предлагается много упражнений. Рассмотрим некоторые из них:
I Этап - развитие неречевого слуха
1. Игра "Угадай, что звучало?" ( за ширмой взрослый "звучит" разными предметами: бубном, мнет бумагу, гремит погремушкой и.т.д.), а ребенок угадывает, какой предмет звучал.
2. Игра "Шумовые баночки" ( в баночки насыпают соль, рис, макароны, горох и.т.д.), взрослый "шумит" баночкой, а ребенок угадывает, что в ней находится.
3. Игра " Прохлопай как я" ( взрослый прохлопывает ритм, а ребенок повторяет за ним).
II Этап - различение оттенков голоса по тембру, силе, высоте
1.Игра "Три медведя" - взрослый говорит голосом одного из медведей, а ребенок угадывает, кто сказал.
III Этап - различение сходных по звучанию слов
1. Игра "Выбери слово" ( перед ребенком раскладывают картинки: дом, том, сом, ком. Взрослый называет слово, а ребенок показывает картинку).
2.Игра "Назови правильно" (взрослый показывает картинку "банан", затем произносит: "манан-канан-данан-банан", а ребенок должен хлопнуть на правильное слово).
IV. Этап - различение коротких-длинных слов
1. Игра "прохлопай, протопай слова" (взрослый объясняет, что есть короткие слова: кот, дом, мак, а есть длинные - капуста, велосипед, самолет, затем называет слова, ребенок должен прохлопать слоги: КОТ; МА-ШИ-НА).
V. Этап - различение звуков
1. Игра "Звукоподражание" ( взрослый произносит звук, а ребенок поднимает нужную картинку и наоборот: "зззз" - комар, "жжж" - жук, "ссс"-водичка, "ррр" - собачка и.т.д.).