Фонематика

 

Фонематический слух

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух  начинает развиваться у ребенка очень рано, он опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы.

Фонематический слух  становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.

Для развития фонематического слуха предлагается много упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

I Этап - развитие неречевого слуха

1. Игра "Угадай, что звучало?" ( за ширмой взрослый "звучит" разными предметами: бубном, мнет бумагу, гремит погремушкой и.т.д.), а ребенок угадывает, какой предмет звучал.

2. Игра "Шумовые баночки" ( в баночки насыпают соль, рис, макароны, горох и.т.д.),  взрослый "шумит" баночкой, а ребенок угадывает, что в ней находится.

3. Игра " Прохлопай как я"  ( взрослый прохлопывает ритм, а ребенок повторяет за ним).

II Этап - различение оттенков голоса по тембру, силе, высоте

1.Игра "Три медведя" - взрослый говорит голосом одного из медведей, а ребенок угадывает, кто сказал.

III Этап - различение сходных по звучанию слов

1.    Игра "Выбери слово" ( перед ребенком раскладывают картинки: дом, том, сом, ком. Взрослый называет слово, а ребенок показывает картинку).

2.Игра "Назови правильно" (взрослый показывает картинку "банан", затем произносит: "манан-канан-данан-банан", а ребенок должен хлопнуть на правильное  слово).

IV. Этап - различение коротких-длинных слов

1. Игра "прохлопай, протопай слова" (взрослый объясняет, что есть короткие слова: кот, дом, мак, а есть длинные - капуста, велосипед, самолет, затем называет слова, ребенок должен прохлопать слоги: КОТ; МА-ШИ-НА).

V. Этап - различение звуков

1. Игра "Звукоподражание" ( взрослый произносит звук, а ребенок поднимает нужную картинку и наоборот: "зззз" - комар, "жжж" - жук, "ссс"-водичка, "ррр" - собачка и.т.д.).

 

 

 

 

 

Koнтакт

LogoZybina pulia_87@mail.ru